404 Not Found

Not Found

The requested URL /tags/4.0.1/TopBanner.html was not found on this server.


Apache Server at core.svn.wordpress.org Port 80

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

sumaz1989 Без рубрики Add comments

Фазыловой Гелены Анваровны, преподавателя математики Академического лицея № 5 при Ташкентском государственном техническом университете.

Стремительное развитие ИКТ (информационно-компьютерных технологий) ориентируют преподавателя на развитие профессиональной ИКТ-компетенции, под которой понимается готовность преподавателя решать профессиональные задачи в условиях информационного общества.
Обучение математике есть дидактическое целесообразное сочетание обучения и деятельности с использованием ИКТ, где средства информационных технологий выступают как мощный помощник преподавателю в управлении познавательной деятельностью обучаемых.
Известно, что основная цель изучения какой-нибудь теории состоит в том, чтобы научиться ее применять. Используя педагогические возможности ПК, можно значительно повысить эффективность основных аспектов математической деятельности и логических приемов мышления. Применение ИКТ позволяет повысить качество таких видов мыслительной деятельности обучающихся как структурирование и систематизация, которые относятся к логической организации математического материала. Основная цель состоит в разработке методики использования инновационных технологий  при обучении учащихся методике решения основных задач алгебры и начал анализа; содействовать становлению специальных профессиональных компетентностей в области математического знания  и информатики; изменить роль средств обучения, используемых при преподавании математики и учебной среды, в которой происходит процесс обучения, на основе использования инновационных технологий. Эта цель достигается при применении:
теоретических положений, лежащих в основе компьютерной дидактики, элементами информационной и математической культуры, системой профессиональной ИКТ-компетенции учащегося, методикой использования ЦОР на различных этапах дидактического цикла образовательного процесса по указанным темам курса математики,  системой компьютерных тестов для промежуточного  и итогового контроля  качества знаний обучаемых, образовательными ресурсы Интернет для обучения рассматриваемым разделам курса математики, методикой организации самостоятельной работы обучаемых в ИКТ-насыщенной образовательной среде.
Инновационность по целям обучения: Формирование математической культуры в условиях информационного общества, профессиональной ИКТ-компетенции учащихся.
Обучение математике как дидактическое целесообразное сочетание обучения и деятельности с использованием ЦОР, где средства новых информационных технологий выступают как мощный помощник преподавателю в управлении познавательной деятельностью обучаемых.
Инновационность по содержанию обучения: Использование коммуникационных технологий способствует совершенствованию методической системы обучения и ее компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств. Постепенное изменение целей обучения приводит к необходимости обучения учащихся решению не только стандартных, но и нестандартных задач, которые нельзя отнести к классам алгоритмически разрешимых. Усиление логической и прикладной направленности курса математики, развитие логического мышления обучающихся.
Инновационность по методам обучения: Педагогические возможности ПК позволяют эффективно использовать современные методы при обучении математике:
1. Компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, способствующим деятельностному подходу к учебному процессу.
2. Будучи в состоянии принять на себя роль активного партнера с динамическим сочетанием вызова и помощи, компьютер тем самым стимулирует активность учащегося.
3. Программируемость компьютера в сочетании с динамической адаптируемостью содействует индивидуализации учебного процесса, сохраняя его целостность.
4. Компьютер-идеальное средство для контролирования тренировочных стадий учебного процесса.
5. Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении “правил игры” в сочетании с принципиальной познаваемостью этих правил способствуют большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень.
Инновационность по формам обучения: Переход от классно-урочной системы к организации учебного процесса на основе метода учебных телекоммуникационных проектов и индивидуальной деятельности  на основе использования ПК.
Инновационность по средствам обучения: Изменение роли средств обучения, используемых при преподавании математики и учебной среды, в которой происходит процесс обучения, на основе использования ЦОР.
В процессе обучения математике использование ЦОР способствует обогащению учебного процесса следующими возможностями: выбор в любой последовательности из базы данных необходимой информации,         использование соответствующей библиотеки компьютерных программ учебного назначения, обеспечение оперативного и объективного контроля: текущего и итогового с возможностью корректировки учебной деятельности, построение индивидуальной траектории обучения.
При таком подходе ознакомление обучаемых с новой для них информацией, формирование новых представлений и понятий происходит на совершенно ином уровне, как мотивационном, так и развивающем.
Актуальность для системы педагогического образования:  Применение в процессе обучения сначала простейших технических средств, а затем современных компьютеров инициировало изучение механизма обратной связи. Во многих исследованиях обратная связь отождествляется с контролем. На мой взгляд, обратная связь-это своеобразное относительно самостоятельное дидактическое явление. Можно говорить о вспомогательной роли контроля в системе деятельности обучаемого, так как контроль помогает реализовать в обучении обратную связь. Контроль выполняет мотивирующую функцию; длительное его отсутствие со стороны обучающего может привести к потере познавательной потребности. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Известно, что контроль знаний обучаемых представляет собой одно из самых важных и в то же время по характеру организации и уровню теоретической исследованности одно из самых слабых звеньев учебного процесса. Главный недостаток существующих форм и методов контроля заключается в том, что в большинстве случаев они еще не обеспечивают необходимой устойчивости оценки качества усвоения учебной информации, а также необходимой адекватности этой оценки действительному уровню знаний. Совершенствование контроля за ходом обучения в в среднем учебном заведении должно концентрироваться вокруг узловой проблемы- проблемы повышения достоверности оценки формируемых знаний, умений и навыков. Эту проблему можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как увеличение степени соответствия педагогической оценки действительному уровню знаний обучаемых; во-вторых, как создание и реализация таких методических приемов контроля, которые обеспечили бы независимость оценок от случайных факторов и субъективных установок учителя. Использование соответствующих контролирующих программ позволит повысить эффективность обучения и производительность труда преподавателя, придаст контролю требуемую устойчивость независимость от субъективных установок учителя.
Описание собственного инновационного опыта.
Использование компьютера на уроках математики способствует активной деятельности учащихся. ИКТ Способствует большей осознанности учебного процесса, повышает его интеллектуальный и логический уровень. Компьютер является как помощником, так и контроллером на стадии тренировочных упражнений. Одним из главных этапов урока является процесс объяснения нового материала. И учитель должен сделать его максимально наглядным и понятным учащимся. Стараясь достичь этого, я использую все доступные мне средства: наиболее эффективными из которых в настоящее время являются цифровые образовательные ресурсы. В процессе преподавания математики ЦОР применяю в таких формах: презентации уроков, готовые учебные и демонстрационные программы, проектная деятельность, внеурочная деятельность.
При проведении уроков–презентаций особое внимание обращаю на развитие способностей учащихся: формулировать проблемы, размышлять и рассуждать о своих действиях и оценивать их, ставить задачу самому себе, внятно и кратко разъяснять суть своей деятельности, делать выводы по результатам проделанной работы. Учащиеся сами принимают участие в создании презентаций. При этом у них  развивается эстетический вкус к  их оформлению.
Важным результатом применения ИКТ считаю повышения интереса учащихся к предмету, расширение образовательного пространства, улучшение качества знаний, развитие умений и навыков, необходимых в современном мире. Применение ИКТ дает возможность развития педагогического мастерства учителя, повышения квалификации. Важным считаю и то, что использование на уроках ИКТ повышает авторитет учителя.
Методистами и преподавателями лицеев нередко отмечается, что отдельные учебные дисциплины воспринимаются учащимися обособленно, а умения, развиваемые на одном уроке, минимально используются на другом.
Выделяю три аспекта рассмотрения межпредметных связей: информационный (учащимся предлагается материал, содержащий новые сведения из ряда изучаемых дисциплин), деятельностный (проектируется деятельность учащихся, т.е. материал предлагается дифференцированно, по интересам), временной (изучаемый материал на данном предмете опирается на уже изученный на других дисциплинах). Выявив, на какой стадии развития находятся данные интеллектуальные умения, определив, какие требования выдвигает каждый предмет для развития анализа, синтеза и алгоритмизации, соотнеся требования с наличной ситуацией, становится возможной интеграция различных учебных дисциплин на базе данных умений  путём  составления различного рода заданий, делая акцент на их межпредметном характере, с целью развития рассматриваемых умений.

Leave a Reply

WP Theme & Icons by N.Design Studio
Entries RSS Comments RSS Log in